Николай Гоголь: «Поблагодарите Бога прежде всего за то, что вы русский
— Николай Васильевич, что скажете о нынешних временах? Взглянув со стороны на страну нашу, что видите?
— Все перессорилось: дворяне около нас посреди собой, как кошки с собаками; купцы среди собой, как кошки с собаками; мещане посреди собой, как кошки с собаками; крестьяне, если только не устремлены побуждающей силою на дружескую работу, среди собой, как кошки с собаками. Даже честные и добрые человеки среди собой в разладе только среди плутами видится вещь похожее на дружбу и группировка в то время, Кагда кого-нибудь из них здорово станут преследовать.
— А как вам облеченные властью?
— весьма знаю, что сегодня трудно господствовать внутри России — значительно труднее, чем когда-либо прежде, и, может быть, труднее, чем на Кавказе. гибель злоупотреблений; завелись такие лихоимства, которых истребить нет никаких средств человеческих.
— Это точно, взяточников мы не победили: миллиард наличными, найденный правоохранителями дома около сахалинского губернатора, характеризует недавно нынешнюю Россию, на ваш взгляд?
— Большая кусок взяток, несправедливостей по службе и тому подобного, в чем обвиняют наших чиновников и нечиновников всех классов, произошла или же от расточительности их жен, которые да жадничают сиять в свете большом и малом и требуют на то денег от мужей, либо же от пустоты их домашней жизни, преданной каким-то идеальным мечтам, а не существу их обязанностей, которые в не мало раз прекрасней и возвышенней всяких мечтаний. Мужья не позволили бы себе и десятой доли произведенных ими беспорядков, если бы их жены пусть бы несколько исполняли мой долг.
Участники митинга навстречу роста цен, тарифов ЖКХ.
Фото:Валерий Титиевский/РИА Новости
— Да, что пользы могли бы приходить эти деньги, направь их на подмога нуждающимся! А собираем на попавших в беду, тех же соседей из Новороссии, с миру по нитке.
— зa пожертвованьем около нас не довольно дело: мы все готовы жертвовать. Но пожертвованья собственно в пользу бедных около нас делаются нынче не очень охотно, отчасти потому, что не любой уверен, дойдет ли, как следует, до места назначенья его пожертвованье, попадет ли оно то есть в те руки, в которые должно попасть. Большею частию случается так, что помощь, точный какая-то жидкость, несомая в руке, вся расхлещется по дороге, давно чем донесется, и нуждающемуся приходится посмотреть только на одну сухую руку, в которой нет ничего. Вот о каком предмете следует подумать, до чем скликать пожертвованья.
— да как победить пагубную привычку вменять чужое?
— везде могут случиться просмотры, ложь может проскочить везде; зa самим губернатором могут являться грехи. И это предусмотрено: теснить отдельное лицо, от всех независимое, долженствующее владеть себя от всех в стороне, даже и от самого губернатора. Это прокурор, что лакомиться глаз закона.
— К соблюдению закона сами блюстители порядка относятся формально…
— Знаю и то, что образовался новый преступный хождение действий пропускать законов государства и уже обратился едва не в законный, да что законы остаются только для вида; и если только вникнешь пристально в то самое, на что другие глядят поверхностно, не подозревая ничего, то закружится болезнь около наиумнейшего человека.
— власти наше пытается воров ограничить: снимает с мест, сажает новых чиновников.
— Приставить нового чиновника для того, что бы ограничить прежнего в его воровстве, вероятно исполнять двух воров на помещение одного. ей-ей и общий система ограничения — самая мелочная система. Человека невозможно ограничить человеком; на последующий год окажется нужда ограничить и того, что приставлен для ограниченья, и о ту пору ограниченьям не будит конца. Эта пустая и жалкая система, как всем другим системам отрицательным, могла исправлять только в государствах колониальных, которые составились из народа всякого сброда, не имеющего национальной целизны и духа народного, где неизвестны ни самоотверженье, ни благородство, а только одни корыстные личные выгоды. надо оказать доверье к благородству человека, а бес тово не будит вконец благородства. который знает, что на него глядят подозрительно, как на мошенника, и приставляют к нему со всех сторон надсмотрщиков, около тово механически отнимаются руки. надо развязать каждому руки, а не соединять их; надо внимание на то, что бы отдельный держал самоуправно себя в руках, а не то, что бы его держали другие; что бы он был строже к себе в не мало раз самого закона, что бы он видел сам, чем он подлец предварительно своей должностью; словом — что бы он был введен в значенье высшей своей должности.
— сила около нас якобы оторвана от страны, впрочем, как и во все времена. как ей останавливаться ближе к народу?
— что бы узнать, что такое Россия нынешняя, нужно обязательно по ней проездиться самому. Слухам не верьте никаким. да только то, что снова отроду не иногда в России такого необыкновенного разнообразия и несходства во мнениях и верованиях всех людей, сроду к тому же разница образований и воспитанья не оттолкнуло да доброжелатель от друга всех и не произвело такого разлада во всем. через все это пронесся запах сплетней, пустых поверхностных выводов, глупейших слухов, односторонних и ничтожных заключений. Все это сбило и спутало до тово около каждого его мненье о России, что совершенно невозможно веровать никому. надо самому узнавать, нуждаться проездиться по России.
— толстый рекомендация для облеченных властью.
— Велико незнанье России между России. Все живет в иностранных журналах и газетах, а не в земле своей. посёлок не знает города, индивид человека; люди, живущие только зa одной стеной, кажется, как бы живут зa морями.
— теперь нашу страну пытаются изолировать, даже неприятность чем только можно…
— О, как нам нужны беспрестанные щелчки, и сей резкий тон, и эти едкие, пронимающие насквозь насмешки! На дне души нашей столько таится всякого мелкого, ничтожного самолюбия, щекотливого, скверного честолюбия, что нас ежеминутно следует колоть, поражать, убивать всеми возможными орудиями, и мы должны благодарствовать ежеминутно нас поражающую руку.
— Некоторые соотечественники наши ныне старательно ищут возможности уходить из страны.
— Что же касается до страхов и ужасов в России, то они не бес пользы: между их некоторый воспитались таким воспитаньем, которого не дадут никакие школы. Самая затруднительность обстоятельств, предоставивши новые извороты уму, разбудила дремавшие способности многих, и в то время, Кагда на одних концах России паки доплясывают польку и доигрывают преферанс, уже тайный образовываются на разнообразных поприщах истинные мудрецы жизненного дела.
— по горло обвинений и упреков ныне направлено на церковь…
— храм наша должна святиться в нас, а не в словах наших. Мы должны замечаться храм наша и нами же должны возвестить ее правду.
В нашей Церкви сохранилось все, что нуждаться для теперь просыпающегося общества. В ней кормило и руль наступающему новому порядку вещей, и чем больше вхожу в нее сердцем, умом и помышленьем, тем больше изумляюсь чудной возможности примирения тех противоречий, которых не в силах примирить ныне храм Западная. Западная храм была снова достаточна для прежнего несложного порядка, вторично могла как ни попало править вместе и улаживать его со Христом во название одностороннего и неполного развития человечества. в настоящее время же, Кагда человечество стало быть доехать развития полнейшего во всех своих силах, во всех свойствах, как хороших, да и дурных, она его только отталкивает от Христа: чем больше хлопочет о примирении, тем больше вносит раздор, будучи не в силах осветить узким светом своим любой настоящий содержание со всех его сторон.
— Кстати, как вам нынешний балаган Знаю, что вы сцена обожаете. шумливый бесчиние около оперы «Тангейзер» как-то разделил общественность на пара лагеря…
— выше- Димитрий Ростовский, справедливо поставляемый в много святых отцов Церкви, слагал около нас пьесы для представления в лицах. следовательно быть, не эстрада виноват. Все дозволительно извратить и всему дозволительно дать дрянной смысл, персона же на это способен. Но надо глядеть на безделушка в ее основании и на то, чем она должна быть, а не рассуждать о ней по карикатуре, которую на нее сделали. эстрада отрицание не глупость и окончательно не пустая вещь, если примешь в соображенье то, что в нем может поместиться внезапно люд из пяти, шести тысяч лицо и что вся эта толпа, ни в чем не сходная среди собою, разбирая по единицам, может внезапно потрястись одним потрясеньем, зарыдать одними слезами и засмеяться одним всеобщим смехом. Это такая кафедра, с которой дозволено прорва говорить миру добра.
— Что пожелаете конец соотечественникам нашим?
— Поблагодарите Бога некогда только зa то, что вы русский. Для русского в настоящее время открывается сей путь, и сей рейс лакомиться сама Россия. если только возлюбит русский Россию, возлюбит и все, что ни лакомиться в России. К этой любви нас ведет нынче по своему произволу Бог
Если вы ей-ей полюбите Россию, около вас пропадет о ту пору сама собой та близорукая мысль, которая зародилась сейчас около многих честных и даже очень умных людей, то есть, как в теперешнее время они уже шиш не могут исполнять для России и лже- они ей уже не нужны совсем; напротив, тут-то только во всей силе вы почувствуете, что пристрастие всемогуща и что с ней вероятно все сделать.
Добавить комментарий