«Никакая мультимедийная доска не заменит указку с мелом
Учитель возраст РФ Дима Кочережко — о реформе образования, переписке с детьми в соцсетях и об утонувшей Жанне Д’ Арк
Самарского учителя истории и обществознания Максима Кочережко первым с днем рождения поздравил сам Владимир Путин. Неделю вспять учитель МБОУ Гимназии № 1 выиграл магистральный соперничество педагогического мастерства в стране «Учитель года–2015», а опосля подведения итогов полетел на собрание лауреатов в сочинский образовательный очаг «Сириус», где и встретился с президентом 8 октября. Во время поездки Кочережко дал интервью корреспонденту «Русской планеты».
– Сергей, была ли торжество ожидаемой? И что в борьбе зa капитальный приз пришлось преодолеть?
– В моей жизни сила случайностей. около меня нет педагогического образования. Оканчивал я исторический факультет Самарского государственного университета. Поступая на зачинщик курс, и предположить не мог, что некогда буду заниматься в школе. А на 5 курсе, Кагда меня отправили в школу на практику, я, дозволено сказать, воплотил свою детскую мечту останавливаться учителем. Предложили остаться. Остался. Случайность. А то, как персона реагирует на эти случайности, зависит от самого человека, нам самим под силу превратить случайности в закономерность.
А по поводу конкурса — тогда было не мало этапов. Муниципальный, региональный и всероссийский, в котором участвовали 77 представителей от субъектов Федерации. опосля заочного тура и открытого урока отобрали 15 кандидатов. после последовали следующие три испытания: мастер-класс, образовательный намерение и дискуссия. По итогам в конец вышли пять человек. после эти пятеро, я в их числе, принимали покровительство в «круглом столе образовательных политиков» с главой Минобрнауки Дмитрием Ливановым.
– Многие финалисты конкурса признавались, что одним из самых сложных этапов для них стал гостеприимный урок. Хотя, казалось бы, и тот и другой наставник зa число проводит не мало уроков…
– Все занятие в том, что открытые уроки проводятся с учениками, с которыми ты не знаком. Например, на городском этапе я давал задача не в своей гимназии, а в подобный школе. На областном меня вторично ждали дети из иной самарской школы. начинать а всероссийский остановка конкурса проводился уже с учащимися учебных заведений Татарстана. соперничество В любое время «путешествует» и приезжает в тот регион, где живет герой прошлого конкурса, в прошлом году начальствование взяла воспитатель из Татарстана. сегодня вот в 2016 году та же судьба ждет самарских ребят — участники всероссийского финала будут передавать уроки самарским детям.
– Чему был посвящен ваш публичный наука
– выше- наука посвящался истории древнерусского государства. если утверждать о форме — я предпочитаю классическую форму урока. Не люблю групповую работу и работу в парах. Стараюсь на занятиях лишать жгучий материал, что позволил бы посмотреть на вещь с необычной стороны. И уже на основании этого исполнять необычные выводы, о которых, возможно, не В любое время принято заносить в учебниках.
Итоги эти часто опровергают выводы тех самых учебников. возьмем в обнаженный предупреждение всероссийского этапа конкурса я включил пять относительно устойчивых мифов об истории древнерусского государства. Так, все вроде бы знают, что в 1242 году на Ледовом избиение на дне Чудского озера оказалось огромное контингент воинов в доспехах. Под лед они ушли за внушительного веса их облачения. Но ведь об этом не говорится ни в одном историческом источнике, или что в сценарии фильма гениального режиссера Максима Эйзенштейна. Но может ли фильм попадать историческим источником? Да, это замечательное художественное произведение, Но не более того. при всем том вид в головах засел, и мы этим пользуемся.
– А если выражать о слагаемых успешного урока, то как должно строиться ремесло и дозволено ли скучный наука превратить в увлекательный?
– Я не устаю повторять: что бы детям было интересно, нужно, что бы интересно это было и учителю. Мне, например, скандал бесконечно нравится, и я львиную долю своего свободного времени посвящаю подготовке к урокам. часто приходится «перелопатить» огромное состав материала, что бы после на уроке уделить этому вопросу пять минут. Но это имеет мой эффект. около меня эпизодически складывается впечатление, что авторы учебников истории об этих «интересностях» умышленно умалчивают. Мы с детьми пытаемся добыть то, чего в учебниках не нашли.
Дмитрий Ливанов, Ольга Голодец, Дима Кочережко и
Садовничий на церемонии вручения награды
«Учитель года».
Фото: пресс-служба Минобрнауки РФ
А вообще, на каждом уроке должна продолжаться какая-то определенная сверхидея — ныне это называют метапредметной ценностью. На примере материалов древнерусского государства я выходил на тему миссии государства как такового. На занятии мы с ребятами пытались приходить к выводу, что поручение древнерусского государства, согласие имеющимся данным летописей, поглощать мнение останавливаться центром мира перед второго пришествия Христа. Напомним, что человеки в эпоху Средневековья были очень верующими и верили в реальность скорого конца света. И то, как писатель описывает события и действия князей, после трансформируется в концепцию превращения Руси в суть мира перед апокалипсиса. В этой концепции я не оригинален — потому как я учитель, а не писатель и исследователь — и здесь я опираюсь на труды профессора Игоря Данилевского.
***
– Пару годов обратно везде говорили о реформировании системы российского образования. прежде ЕГЭ, после ГИА, сейчас вот экзамены для перевода из начальной школы…
– Особенность нашей системы образования в том, что она находится в постоянном процессе реформирования. В этом вкушать как плюсы, да и минусы. С одной стороны, это хорошо, да как все время появляется вещь новое. С иной стороны — это новость меняется да быстро, что ты не успеваешь к этому привыкнуть.
Взять ту же систему Единого государственного экзамена — казалось бы, здесь наметилась желание к изменениям в лучшую сторону. К примеру, в этом году по ряду предметов, в том числе по истории и обществознанию, исчезли вопросы с простым перечислением вариантов. Но опять-таки — как учителям зa год научить детей «переформатироваться» под новый характер вопросов и иной разряд заданий? если выражать обо всей системе образования, то, с одной стороны, она ежемгновенно «реформируется», а с другой, она как только учится подстраиваться под требования времени, информационного общества. ныне не нуждаться вручать детям готовых знаний. нуждаться научить детей сыскивать информацию. Ученикам обязательно нужно да овладеть методом достижения цели в рамках проектной деятельности.
– Но ведь российская система образования довольно консервативна.
– Да. И в этом вновь употреблять и плюсы, и минусы. Действительно, многим учителям школ и преподавателям вузов несравненно проще и удобней, несмотря на требования времени, декламировать мой курс, написанный 20 годов назад. то есть по-этому многим школьным учителям и преподавателям высших учебных заведений придется изменить подход к работе.
Но самое интересное, что во всех официальных документах сей подход уже провозглашен, непонятно только, как все это реализовать на деле. Все это требует большого количества времени и сил, по-этому мочь все поручать на плечи учителей. Государству и руководству системы образования надо постепенно жаловать квалификацию учителей, что бы они могли справиться с поставленными предварительно ними задачами.
А опять стоит изменить структуру высшего педагогического образования, что бы оно да соответствовало требованиям времени, а то около нас получается, что в вузе на протяжении 4 годов студента учат по старой схеме, а затем, Кагда он приходит заниматься в школу, от него требуют действий согласие новой. К тому же около нас в педагогических вузах мало практики, и некоторый выпускники вузов простой боятся детей, не знают, как с ними работать.
– Вы первое время тожественный учеников боялись?
– около меня была другая недуг — «болезнь молодого учителя». Это Кагда ты на уроке хочешь и пытаешься рассказать все, что знаешь. иногда забывая о возрастных особенностях детей. Некоторое время ушло на то, что бы переучиться. А что бы переучиться, требуется время и эксперимент старших коллег. Я в высшей степени благодарен коллегам с кафедры истории гимназии № 1, на уроках которых я учился и буду учиться. Я зачастую хожу на уроки коллег.
– А двойки на уроках почасту ставите?
– Я прислуга принципиальный, около меня двойки бывают и зa четверть. 1 раз даже зa год двойку одну поставил. учащийся там просто не хотел трудиться. А здание — это труд. И не потребно думать, что около учеников «учителя года» двоек не бывает. весь же, в отношении каждого ребенка обязан являться личный подход. Да, это трудно. К тому же мальчики и девочки в разном возрасте по-разному реагируют на обвинение и похвалу. уважение необходимо поворачивать на все: на разряд характера, на темперамент. В этом и вкушать трудность воспитания.
***
– Ученики вас с победой поздравили? Заждались уже, наверное?
– круг число пишут сообщения во «Вконтакте», спрашивают, Кагда приеду. Говорят: «Нам ГИА в мае сдавать!»
– И такое неформальное дружба через социальных сетей около вас приветствуется?
– Поскольку около нас информационное общество, избегать от этого ни за что на свете нельзя. К тому же обмениваться с детьми «быстрой» информацией — дать опровержение на вопрос, пояснить домашнее вопрос — правда много проще сквозь «Вконтакте» или же созданный мною сайт. теперь около многих учеников употреблять кипа гаджетов.
Но ни в коем случае мочь на уроке из этих технических средств оказывать цель. бесконечно почасту дозволительно понимать такие инновационные уроки, в которых все работа посвящено тому, что происходит на интерактивной доске. Все сидят зa компьютерами, и никакого живого общения не происходит. мочь забывать, что IT — это только только средство. Настоящее дело учителя — воспитать хорошего человека с мелом в руке и с одной доской на стене, а быстро поглощать компьютер либо нет — это непохожий вопрос. Представьте, если в школе выключат свет, а около тебя место наука построен на использовании интерактивной доски — ты же в лужу сядешь. дело учителя в том, чтобы, даже если все это отключат, ты провел привлекательный урок.
– быль ли, что вы собираете «перлы» учеников?
– Кагда проверяешь задания ЕГЭ, такого начитаешься…У кого-то Жанна Д’ Арк утонула, а не сгорела, около других глухим неожиданно сделался Моцарт, а не Бетховен. Слепоту многим «приписывают». Я, Кагда проверяю работы, В любое время эти «забавные» опусы выписываю. Пусть дети учатся на чужих, а не на своих ошибках.
– Чем вы увлекаетесь?
– Моя бессилие — интеллектуальные игры. почасту с друзьями собираемся в клубе «60 секунд» и играем в «Что? Где? Когда?». обильно свободного времени занимает «Клуб молодых педагогов», председателем которого я являюсь. то есть здесь я обрел верных друзей и познакомился с будущей женой. Она одинаковый преподаватель — английского языка. по-этому нам В любое время питаться о чем поговорить. Сидят теперь дома с 8-месячной Лизой и папу ждут.
– Дочери взятка приготовили?
– Привет вот с пожеланиями счастья от президента России везу. около меня ныне вкушать не только хрустальный пеликан, Но и именные богослужение от президента. А около дочки — поздравления зa подписью Путина. Здорово, что я родился в сей день!
Добавить комментарий