Антон Павлович ответил на вопросы о любви, семье, лентяях, войне и смерти.
— Антон Павлович, одна из ключевых тем ваших произведений — пристрастие и семейные отношения. А для себя вы расшифровали, что такое любовь?
— если пишешь о женщинах, то неохотно обязан вносить о любви. среди прочим, женщины бес мужского общества блекнут, а мужики бес женского глупеют. А женятся потому, что обоим пропадать некуда. Но случается и так: было такое поэтическое венчание, а после — какие дураки! какие дети! Я заметил, что, женившись, перестают скрываться любопытными. И лететь с женой в Париж все равно, что скакать в Тулу со своим самоваром.
Вообще, увлечение — или же это избыток чего-то вырождающегося, бывшего когда-то громадным, либо же это деление того, что в будущем разовьется в вещь громадное, в настоящем же оно не удовлетворяет, дает значительно меньше, чем ждешь. И еще раз я понял: нюхать в женщине того, чего во мне нет, это не любовь, а обожание, потому что приохотиться к кому-чему требуется равных себе.
— В чем, по-вашему, основное разница мужики от женщины?
— Женщина, старея, все более и более углубляется в бабьи дела, а мужчина, старея, все более и более уходит от бабьих дел.
— Можете ли вы привести образец удивившего вас семейного союза?
— Фельдшерица N. из Петербургских рождественских курсов, идейная, влюбилась в учителя Х., думая, что он тожественный идейный, трудолюбивый во вкусе повестей и романов, которые она да любила. Он постепенно оказался пьяницей, лентяем, добродушным и недалеким. Его уволили, он стал коснеть при жене, объедать ее. Это был польза вроде саркомы, какой истощал ее совершенно. недавно она лечила интеллигентных помещиков, ездила к ним и тот и другой день; было неловкий раскошеливаться ей — и они подарили ее мужу костюм, к ее великой досаде. Живя с мужем, она стала тощенькой, некрасивой, злой, топала ногами и кричала ему: «Оставь меня, небольшой человек!» Ненавидела его. Она работала, а ему платили. Он подолгу пил чай, и это ее возмущало. И ей было досадно, что знакомые его не понимали и одинаковый считали идейным.
— Из этого следует, что больше только вы не любите недалеких лентяев?
— Нет, мне противны: шутливый еврей, радикальный волос и хмельной немец. А самые несносные человеки — это провинциальные знаменитости.
Но какое благодать ценить людей! Кагда я вижу книги, мне нет дела до того, как авторы любили, играли в карты, я вижу только их изумительные дела.
Кстати, порядочных в настоящем смысле дозволительно встретить только между людей, имеющих определенные консервативные либо либеральные убеждения; да называемые умеренные очень склонны к наградам, пособиям, крестикам, прибавкам…
— как зачастую вы чувствуете себя счастливым?
— Для ощущения счастья в порядке вещей требуется столько времени, сколь его нужно, что бы завести часы. Но обязан сказать, что существование расходится с философией: счастья нет бес праздности, доставляет приятность только то, что не нужно.
— Что больше только не удовлетворяет вас в современном обществе?
— при нашей несерьезности, при неумении и непривычке большинства вглядываться и думать в явления жизни, нигде, как около нас, да зачастую не говорят: «Какая пошлость!», нигде не относятся да слегка, почасту насмешливо к чужим заслугам, к серьезным вопросам. И с новый стороны, нигде да не давит авторитет, как около нас, русских, приниженных вековым рабством, боящихся свободы. Мы переутомились от раболепства и лицемерия.
На одного умного полагается тысяча глупых, и на одно умное речение приходится 1000 глупых, и эта тысяча заглушает, и по-этому да туго подвигаются города и деревни. Большинство, много В любое время останется глупой, В любое время она будит заглушать; толковый пусть бросит надежду воспитать и возвысить ее до себя; пусть лучше призовет на подмога материальную силу, пусть строит железные дороги, телефоны, телеграфы — и с этим он победит и подвинет будущий жизнь.
— около границ России не покла-дая рук возникали и возникают войны. Задумывались ли вы об их причинах?
— Нерабочие, да называемые правящие классы не могут сохраниться бесконечно бес войны. бес войны они скучают, бездействие утомляет, раздражает их, они не знают, для чего живут, едят товарищ друга, стараются наговорить доброжелатель другу побольше неприятностей, по возможности безнаказанно, а лучшие из них изо всех сил стараются, что бы не надоесть благоприятель другу и себе самим. Но приходит война, овладевает всеми, захватывает, и общее неудача связывает всех.
Человечество понимало историю как строй битв, потому что до сих пор борьбу считало главным в жизни.
— как вы относитесь к экспериментам в литературе и искусстве?
— зa новыми формами в литературе В любое время следуют новые формы жизни (предвозвестники) и потому они бывают да противны консервативному человеческому духу. толпа в искусстве любит больше только то, что банально и ей издавна известно, к чему она привыкла.
— Каковы ваши главные жизненные правила?
— должен иметь ясным умственно, чистым нравственно и опрятным физически. И — если хочешь, что бы около тебя было маловато времени, то так себ е не делай.
— конец расскажите, пожалуйста, что вы думаете о смерти.
— казнь страшна, Но к тому же страшнее было бы сознание, что будешь пребывать вовек и ни в жизнь не умрешь.
Добавить комментарий