С КЛИРА ПО НИТКЕ
Достаточно внимательно надоедать к тому, в каких условиях вынуждено исправлять должность приходское духовенство, что бы понять, что желание христианского служения около духовенства не выгорает, а выжигается епископатом. Постоянные поборы, висящая дамокловым мечом стращание потерять приход, на освежение которого было потрачено столько сил и средств, расположение семей — все это заставляет священников по-новому уставиться на свое служение
Прибыль либо жертва?
Нередко храм обвиняют в торговле, свечками, иконами, книгами. Но на самом деле любое доход в храме – это жертва. брать хотя бы бы свечу. Самые дешевые церковные свечки производит художественно-производственное афера «Софрино».
С завода их продают двухкилограмовыми пачками по семьсот пять штук в упаковке. достоинство пачки – 200 рублей. Таким образом, одна напитки церковная свеча приобретается с завода по цене 28 копеек зa штуку. В храме же вы ее «купите» минимум зa двадцать рублей.
Однако, в этом кушать своя логика. снова со времен первых христианских общин было заведено обычай жертвовать чем десятую долю плодов своего труда в храм. Верующие сами приносили в храм напитки и хлеб, на которых совершалась евхаристия, масло для лампад, и воск для свечей.
Если учесть что до самого недавнего времени основная толпа людей работала на земле и нить с плодов земледельческого труда, то десятая доля смолотой муки либо изъятого из сот воска логичная расход на храм. теперь же приходить плоды своего труда может не каждый, как, к примеру, красоваться преподавателю ВУЗа? как ему приходить десятую доза прочитанных им зa луна лекций?
Только универсальным эквивалентом товаров и услуг – деньгами. И эта огромная дельта посреди закупочной и «конечной» ценой, не наценка, а жертва, что, впрочем, не превращает все храмы золотоносные россыпи.
Неликвидный товар
Коль стремглав мы упомянули старейшего и известнейшего производителя церковной утвари выдумка «Софрино», с него и начнем.
Это действие совершенно и весь принадлежит Патриархии, и бес поддержки Партиархии оно просто прекратит свое существование. Вот уже годов двадцать «Софрино» существует только потому, что епархии РПЦ обязаны совершить покупку его продукцию.
Ради этого Архиерейский собрание 4 февраля 2011 возраст даже издал специальное «Определение»: «Освященный Архиерейский храм подчеркивает особое разум в жизни Русской Православной Церкви Художественно-производственного предприятия «Софрино», которое в 2010 году отметило тридцатилетие со времени образования и долгие годы являлось для только Московского Патриархата единственным поставщиком церковной утвари, облачений и свечей. Отрадно, что в настоящее время появились и новые приходские и епархиальные производства, ставшие ощутимым подспорьем для местных церковных бюджетов. коллективно с тем неправильной видится ситуация, Кагда в епархиях либо на приходах достоинство отдается продукции частных, часто нецерковных производителей. парламент счел полезным расширение ассортимента изделий, выпускаемых предприятием «Софрино», в том числе зa счет продукции, ранее не производившейся. при этом важно, что бы взаимодействие епархий и приходов с общецерковным предприятием не только не убывало, Но и получало дальнейшее развитие. Священному Синоду поручается выработать меры по урегулированию порядка этого взаимодействия».
При этом свойство продукции «Софрино» давно стало быть нарицательным в церкви. Так, если духовенство положил в кадило дешевый, прафюмерный ладан с резким запахом и удушающим дымом, он простой может услышать от священника: «Ты что «софринского» кинул?» На несоответствующие качеству цены духовенство жалуется уже несказанно давно, Но каждая епархия обязана заменять определенное сумма продукции и тот и другой месяц.
Поскольку реализовать эту продукцию очень трудно, епархия, в свою очередь, заставляет приходы раскупать «софринский» товар.
Это серьезная задача для большинства церквей. Проще только из всей продукции «Софрино» реализовать свечи, Но, поскольку, во все времена удешевление сырья из которого был сделан изделие – одна из главных составляющих прибыли, «софринские» свечи бессовестно коптят.
И вот, представьте себе настоятеля, какой долго-долго копил средства, искал спонсоров, и, наконец, нанял бригаду классных мастеров-художников, что бы они расписали всю церковь. И вот, отдельный луна он собственноручно приносит в мольбище не мало десятков пачек дешевых парафиновых свечей, и каждую службу смотрит, как от этих свечей к потолку поднимаются хлопья сажи.
Пачка софринских восковых свечей стоит в среднем на триста рублей дороже, чем около любого другого производителя.
В некоторых епархиях стараются перенять патриархии. И организовывают собственные производства. покрой продукции на таких – еще раз ниже. Но и тот и другой настоятель церкви имеет разнарядку, ежемесячно совершить покупку продукцию для церковной лавки на определенную сумму с епархиального склада.
Где-то к этому вопросу подходят дифференцированно, то питаться богатые приходы должны заменять товар на большую, а бедные на меньшую сумму денег. Но кушать епархии, в которых все гребется под одну гребенку. Некоторые молодой епископы, получившие кафедры в результате разукрупнения епархий, обязуют свои приходы купить продукции на десять, двадцать, а иногда и тридцать тысяч рублей.
Таким образом, дозволено достаточно условно, Но однако посчитать пенсион от одной епархии в месяц.
Поскольку новые епархии имеют в среднем по сто приходов, и и тот и другой обязан вознаграждать продукции приблизительно на 20 тыс. рублей, то в луна только от реализации склада епархия имеет 2 млн. рублей или же 24 млн. в год. Но это только только что одна пятая, одна шестая всех доходов епархии.
Налог на церковь.
Ежегодно и тот и другой появление обязан выплатить некую сумму «на сюжет епархии». редко она фиксированная, например, 70 тыс. рублей в месяц, изредка это барыш от всех средств храма.
Так, в Московской областной епархии сей «налог» составляет 20% для действующего, и 10% для строящегося храма.
Возьмем деревенско-поселковый приход, с месячными отчислениями 20 тыс. рублей. Это 240 тысяч в год. если эту, достаточно условную, потому что заниженную, цифру, умножить на примерное контингент приходов, а их в Московской епархии около 1100, то получим цифру в 246 миллионов рублей.
Но Московская епархия – не показатель. По размеру она совершенно сопоставима с некоторый поместной церковью, к примеру около Православной церкви в Америке – вдвое меньше приходов.
Поэтому логичней сумму ежегодных отчислений умножить на сто – стандартное контингент приходов в разукрупненной епархии. Таким образом около нас получится, что в год таковая, кроме доходов от реализации церковных товаров получает к тому же 24 млн. рублей.
Итого, с этих двух источников доходов епархия получает в год 48 млн. рублей.
Безобразное образование
Еще одна сочинение расходов каждого настоятеля – выплаты на содержимое семинарий и других духовных учебных заведений.
Они составляют около 40% от годовой выплаты на епархию. при епархиальных выплатах в 20 тыс. рублей на семинарию пришествие будит исключать около 8 тысяч.
Таким образом, в год отчисления с прихода составят 96 тыс. рублей, а со всех церквей разукрупненной епархии – 9,6 млн. рублей.
Поскольку все разукрупненные епархии входят в круг митрополий, а семинарии действуют при митрополичьих кафедрах, откровенный умножаем эту сумму на 3, по среднему числу епархий в митрополии. Итого, годовой «бюджет» провинциальной семинарии составляет 28 миллионов 800 тысяч рублей.
Если учесть, что империя в год тратит на студента бюджетника около 60 тысяч рублей, то в провинциальной семинарии с таким бюджетом раз должны учить около 470 человек.
Однако, даже в главном учебном заведении Русской православной церкви – Московской духовной Академии на очной форме обучения находится только около 490 слушателей.
А это означает, что собираемые с приходов имущество на образование, это только что дежурный побор в пользу епархии.
Преподаватели семинарий получают символическую зарплату, слушатели – символическую стипендию. еда семинаристов – проста, как монастырская. часто она приготовлена руками самих семинаристов. Затраты на сущность духовных учебных заведений не облагаются государственными налогами, в то время как в сумму, которую тратит империя на воспитание студента уже заложены все сборы.
Семинария обходится значительно дешевле, чем та сумма, которую на нее собирают в епархии. по-этому к уже рассчитанному годовому доходу в 48 млн. рублей добавляем опять 9,8 млн., получая, таким образом, 57,8 млн. рублей годового епархиального дохода.
Подарки Деду Морозу
Спикеры Патриархии объясняли обязанность разукрупнения епархий тем, что духовенство сможет регулярно, не реже, чем раз в вдвоем возраст жаловать отдельный приход.
Однако, только в понимании неискушенного человека подобные визиты – праздничное и радостное событие.
Каждый раз, Кагда духовенство приезжает на приход, настоятель должен исполнять ему подарок, и это не связка цветов и ящик конфет. иногда так, что батюшка, вложивший в оболочка 20 тыс. рублей для владыки получал этим конвертом в алтаре по рылу.
Князю церкви положен заслуженный подарок.
А ведь духовенство приезжает не один, его сопровождает либо секретарь епархии или же благочинный, протодьякон, и не мало иподьяконов, молодых ребят прислуживающих владыке.
Посчитаем. начальник – не менее 40 тысяч, тысяч 15-20 благочинному либо секретарю, что бы не выискивал в храме висящей паутины и не указывал на нее епископу. 10 протодьякону. По 3 иподьяконам, которых от трех до пяти штук. Итого визит владыки в чистом денежном эквиваленте обходится приходу в 80-85 тысяч минимум!
Богатый городской здание заплатит зa все это раза в три больше.
Так же приезд владыки влечет зa собой богатый и деликатесный пища на обильно персон, что весь сопоставимо по сумме с прямыми денежными «подарками».
Итак, если господин объезжает зa год около шестидесяти приходов своей епархии, то он как минимум получает с этого около 2,5 млн. рублей.
Но это в некотором расстоянии не все подарки, которые получает начальник от своей паствы, при этом паства, покупающая свечки и заказывающая молебны, часто даже не догадывается, насколько очень она любит своего епископа.
Каждый духовенство – муж с богатой биографией. около него снедать число рождения, и число тезоименитства (день ангела), глотать число диаконской, число священнической, день, в конце концов, епископской хиротонии. питаться день, Кагда господин был назначен в данную епархию, а опять около всех этих дней, бывают юбилейные даты. А это только увеличивает сумму выплаты, которые круг мольбище обязан направить в качестве поздравления владыке.
Если что есть мочи занизить годовую сумму выплат на подарки преосвященному со среднего храма и обозначить ее как 50 тыс. рублей в год, получится, что начальник ежегодно получает в качестве подарка от епархии паки 5 млн. рублей.
Но на этом изобретательность наших владык не заканчивается. отдельный из них во время своего духовного образования знакомился с таким предметом как сектоведение. И в рамках этого предмета имеет знания о том, как осуществляет свою деятельный разряд «Свидетелей Иеговы».
Одним из основных видов деятельности руководства этой секты некоторый десятилетия остается издание журнала «Сторожевая башня». заслуга особого внимания то, что члены секты обязаны заменять место тираж этого журнала, что бы даром делить его во время вербовки новых членов секты.
Руководству «Свидетелей Иеговы» практически все равно, что написано в журнале, стопроцентная раскупаемость гарантирована.
Этот попытка приглянулся и многим епископам Русской православной церкви. в рассуждение этого донельзя некоторый епархии обзавелись «Епархиальными вестниками» и прочей периодикой.
К примеру, в Московской области, действовала такая система: отдельный настоятель обязан вознаграждать n-ное число «Вестников». Допустим, 20 штук. стоимость каждого – 240 рублей. зa раз – 4,8 тыс. рублей. Выходит «Вестник» — 2 раза в месяц, итого 57,6 тысяч рублей в год. Со всей Московской епархии книга приносил немногим меньше 70 млн. рублей в год.
Какое светское издание покажет вам такой заработок при 6 выпусках в год?
В епархии поменьше, приход от периодики составит порядка 5,7 млн. рублей. И все это бес налогов, бес серьезных зарплат авторам, по льготным типографским ценам (в любом областном центре найдется принципал типографии, отделанный предоставить для благого дела серьезную скидку), едва не что даром.
Некоторые священники пытаются поставить эти издания на реализацию в церковных лавках, Но в лучшем случае, прихожане приобретают считанные единицы этой периодики. И духовенство воспринимает распространение духовной макулатуры, как дежурный епархиальный оброк.
В городе Москве существует опять 1 сноровка сбора средств с приходов. и тот и другой священник, если он моложе 55 лет, если не имеет ученой степени или же не является преподавателем духовного учебного заведения, раз в пять годов обязан кончаться курсы повышения квалификации. Проводятся они в семинарии Новоспасского монастыря. По имеющимся данным на 2013 год контингент священнослужителей г. столицы составляло 1,5 тыс. человек. Таким образом, с учетом тех, который освобождается от обязательного посещения занятий, в год курсы повышения квалификации должны кончаться около 250 человек.
Напомним, что отдельный появление отчисляет имущество на духовные школы. Но при этом и тот и другой иерей обязан оплатить это обучение. цена курсов 10 тыс. рублей. Итого, курсы приносят Московской городской епархии аккуратно 2,5 млн. рублей.
На официальном сайте Патриархии выложены документы, в которых говорится, о том, что обычай переаттестации и повышения квалификации духовенства будит говорить на всю Россию. А это значит, что приходам должен приготовляться к новым расходам.
Если продолжить подсчет доходной части «бюджета» разукрупненной епархии, почти в 100 приходов, то получится, что на подарки «преосвященному» с такой епархии в год причитается едва больше 13 млн. рублей, а в совокупности с предыдущими цифрами всенародный жалованье составит свыше 70 миллионов рублей.
Выгорание либо выжигание?
Не удивительно, что в да называемой светской православной прессе все чаще и чаще поднимается содержание выгорания священников. Горел-горел священник светлой верой, желанием восстановить приход, воцерковить как дозволительно больше людей, говорить с ними в согласие знать христианской любви: пещись о сиротах, помогать стариков, наблюдать зa больными. А после раз, и всё. Нет этого горения. Машет кадилом на автомате. Говорит проповеди, исповедует, но, что называется, бес энтузиазма.
Оценки этого достаточно частого и печального явления около церковных спикеров разные. некоторый говорит, мол, это нормальное явление, человеки устают, в том числе устают и священники. некоторый находит, что это полезное явление, поскольку оно знаменует собой гибель иллюзий. неизвестный против осуждает, говоря, что если в душе истинная вероисповедание в Христа Воскресшего, ни о каком выгорании не может гнездиться и речи, а те, который выгорел – просто отроду по-настоящему и не верили.
Однако, довольно внимательно надоедать к тому, в каких, заранее только моральных, условиях вынуждено услуживать приходское духовенство, что бы понять, что желание христианского служения около духовенства не выгорает, а выжигается епископатом.
Постоянные поборы, висящая дамокловым мечом стращание потерять приход, на возобновление которого было потрачено столько сил и средств, ухудшившееся материальное расположение семей, все это заставляет священников по-новому зреть на свое служение.
А если добавить к этому полное непонимание того, что происходит на местах со стороны Патриархии, которая во многом то есть своими действиями усугубила ситуацию.
Ведь разукрупнение епархий, кроме прочего вдобавок преследовало мишень увеличить общую сумму отчислений в центр. как в сказке про мужика, захотевшего сшить из одной овчины семь шапок. Ведь из тех средств, которые духовенство выкачивает из приходов, он в свою очередь должен уступать в Патриархию немалую долю. Ему ведь одинаковый не хочется быть епископом зa Полярным кругом.
Среди примеров того, как Патриархия специально либо как раз душит приходское духовенство стоит вспомнить болтовня о. Всеволода Чаплина о том, что Церкви «приличествует иметь … достаточными знаками материальных возможностей, что бы на равных выражать с теми, который «встречает по одежке»…
Думал ли о последствиях священник Всеволод, Кагда произносил эти лова или же нет, Но опосля тово как они были опубликованы, 1 приходской служитель алтаря пришел к своему постоянному спонсору, безотлагательно понадобились касса на улучшение церковной крыши. Спонсор выслушал священника и говорит, а чего ты около меня просишь? Чаплин же ваш сказал, что церкви надлежит на равных беседовать с людьми обладающими капиталом. Зачем около меня просить, равные около равных не просят.
Так, благодаря словам председателя Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества, 1 пришествие лишился одного попечителя…
Комбинат ритуальных услуг
С самого начала девяностых годов храм безостановочно твердит обществу, для тово что бы гнездиться христианином мало креститься, мало венчаться. нужно обитать христианской, а значит, церковной жизнью.
И достаточно серьезная пакет общества с этим согласилась, согласилась пересмотреть все основы своего бытия, направить свои усилия к достижению идеала.
Священник для многих верующих людей перестал далекой и неприступной фигурой. батюшка стал частью жизни православного мирянина.
И Кагда нежданно настоятель храма, что долгие годы восстанавливал церковь, собирал около себя верующих, одним росчерком пера отправляется на дальний заработок безо всяких объяснений причин, мирянин начинает отведать себя не только униженным и оскорбленным, мирянин понимает, что священноначалие его просто не замечает.
Лев в саванне не замечает травы, по которой ходит, его интересуют антилопы, которых он ест. И вот такой травой прогрессивно начинают вкушать себя в церкви миряне.
В старообрядческой церкви, во многих поместных церквах, духовенство не имеет права сам перевести священника с прихода, иногда духовенство епархии вместе с мирянами предлагают Предстоятелю церкви кандидатов в епископы, и Предстоятель выбирает нового архиерея не из тех, кого ему хочется, а из тех, кого ему предлагают верующие.
То употреблять миряне многих поместных Церквей не просто активно участвуют в жизни своих общин, Но и усердный на нее влияют.
В Русской православной церкви мирянин, что былинка в саванне, он нужен, что бы накормить антилопу, которую после сожрет лев.
Все отчисления в епархию, которые мы да скрупулезно подсчитывали, это не подсчет денег епископов, которые выходя на покой, покупают себе виллы зa границей, как это сделал прежний духовенство Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир (Котляров), что днесь живет в собственном особняке в Израиле. Это был подсчет тех денег, которые простые христиане, приходя в храм, оставляют в виде пожертвований на Церковь.
И притом, что основная много средств, основная смелость церкви, как организации – это миряне, мирянам в церкви уготована занятие статистов, маленьких безликих человечков, самая главная доля денег которых – кошелек.
В современной церкви выгорают не только священники, выгорают и миряне. ранехонько или же прот и тот и другой понимает, что всё, что делается в церкви зa деньги, будь то поминовение живых либо усопших на проскомидии, молебны, панихиды, практически все дозволительно оплатить в обход свечного ящика. довольно просто до службой передать священнику записку с купюрой, и твоя тысяча рублей не окажется в круговороте отчислений в епархию, и кроме в Патриархию.
Церковь век доказывала миру, что она не комбинат ритуальных услуг на словах. некоторый этому поверили. И сейчас, Кагда главным мерилом добросовестного служения священника следовательно то, что денег он передал епископу, достаточно некоторый миряне не могут принять такой ситуации.
И церковь, которая в ход последних годов все чаще и чаще делом доказывает, что она хочет стоить комбинатом ритуальных услуг, просто выталкивает из своей среды тех, который мог бы приходить церкви воз пользы, поднимая ее статус в глазах общества.
«По плодам их, узнаете их», — сказал Христос. Это решение не только каждому человеку лично, Но и всем человеческим организациям и структурам. если желание направлена на развитие православной школы, православного высшего образования, на изделие истинно христианского общества, на заботу о народе, населяющем страну, то все финансовые потоки, которые аккумулируются в руках иерархов Русской православной церкви, должны были бы зa последние двадцать годов приходить ощутимые плоды. Мы бы видели влиятельную православную прессу, престижные гимназии, христианские вузы, в которые стремятся не только абитуриенты, Но и преподаватели. Видели бы не отдельных подвижников-священников, усыновляющих по шестьдесят детей, а системную заботу церкви об обездоленных детях. Но мы видим только золотые купола и шикарные резиденции, дорогие машины и достоинство продолжаться в числе сильных мира сего.
А это значит, что большая порцион денег, которые получает церковь, идут ей во вред.
Дмитрий Руднев
10 июля 2015 г.
Добавить комментарий