Госдуме предстоит определиться, на чьей она стороне — народа или монополий
Любопытное битва ожидается в ближайшие деньки в нашей обычно милой и единодушной Госдуме. Предстоит второе чтение поправок к закону о торговле, и сей грамота мог бы перевернуть базар ритейла… если бы лоббистский потенциал сетевых торговцев не был настолько высок. все лицом законопроекта является вершина думского комитета по противодействию коррупции Ирина Яровая, не привыкшая отступать.
Разумные либо эксцентричные, все инициативы Яровой последних годов были в общем-то в фарватере стратегии правящей партии. Но с законопроектом о торговле она посягнула на святое: на интересы крупного бизнеса, пользующегося неограниченной поддержкой правящих кругов. Ирина Яровая захотела ни больше ни меньше как ослабить монополию сетевого ритейла и заполнить прилавки отечественной продукцией. Занятно, что даже Федеральная антимонопольная услуга возражает напротив законопроекта, кто дает ей практически неограниченные полномочия.
Торговля в России монополизирована до предела, и картельный сговор — не исключение, а правило бизнеса. если в продовольственной сфере опять существует какая-то борьба зa счет изобилия поставщиков, то около ритейлеров электроники царят кейф и взаимопонимание. Зайдите в крупный коммерческий суть — с высокой долей вероятности увидите совсем одинаковые цены на одинаковые модели планшетов и мобильных телефонов. В небольших городках салоны разнообразных франшиз и вконец зачастую принадлежат одному и тому же владельцу — соответственно, ценовая и ассортиментная политика далека от конкурентной.
Попытка революции
Суть предложенных Ириной Яровой и ее командой поправок такова:
- все возможные премии для торговых сетей со стороны поставщика не могут побеждать 3% от стоимости контракта. По нынешнему закону высокий апогей — 10%, тем не менее в реальности узы навязывают условия, при которых подрядчик теряет до половины средств, которые обязан был бы получить по договору;
- плата зa доступ на полки (листинг) должна пребывать отменена;
- отсрочка по оплате должна водиться сокращена в зависимости от категории товара до 5–35 дней; теперь границы периода оплаты составляют 10–45 дней;
- вводится идея «ярмарочная деятельность» и уточняются ее правила;
- порог «монопольного положения на рынке» снижается с 25 до 15% (в текущем варианте законопроекта этой нормы уже нет).
Вопрос не в том, почему около законопроекта ломаются копья, а в том, почему Госдума, нашпигованная лоббистами ритейла с подвала до чердака, приняла его в первом чтении. А действие в том, что до нами намерение настоящей торговой революции (представители ритейла осторожный назвали его «крайне жестким»). И стоимость этой революции только высока.
Подробный подсчет произвели в заведении с громким названием фокус макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования (ЦМАКП), которое базируется в комнате № 1308 здания Центрального экономико-математического института РАН. Специалисты центра оценили мера передела рынка в 566 млрд рублей (что приблизительно и внешнему долгу Сирии) в случае принятия закона со снижением антимонопольного порога либо в 540 млрд рублей в более вероятном варианте принятия закона бес этой поправки.
В поисках кувалды
Фактически накануне нами та сумма, которую в инициатор год опосля вступления в силу закона недополучит ритейл от поставщиков. Тот факт, что по здравому смыслу продавец обязан выплачивать производителю, а не наоборот, оставим в стороне: жестоко ошибается тот, который думает, что бесплатен вход, скажем, на полки американского Walmart. задача в одном: который будит платить?
Конечно, сетевых магазинов в России много. 9700 «Магнитов», 5400 «Пятерочек» и других магазинов X5 Retail, 2500 «Дикси». Это монстры, лидеры продуктового ритейла. 155 «Седьмых континентов», 150 «Магнолий» и даже 700 «Монеток» на их фоне смотрятся более чем скромно. при этом по объему выручки с ними успешно конкурируют гипермаркеты, берущие не числом, а габаритами: «Ашаны», «Метро», «Ленты», «О’Кей». Совокупная заработок (не чистая прибыль, а общая собрание заработанного бес учета расходов!) указанных сетей бес НДС в 2014 году приближается к 3 трлн рублей. Вычесть из этой суммы 540 миллиардов означает одномоментно обанкротить все указанные сети. Переложить расходы на покупателей — следовательно летать цены одним разом на 17%.
Понятно, что не продовольствием единым жив человек, Но главный заушина пришелся бы то есть сюда: бес косметики и электроники прожить легче, а на рынке одежды и обуви не прослеживается столь явных монополий. Собственно, и расследование проводился то есть в продуктовом сегменте: аналитики проработали финансовую отчетность 69 тысяч компаний (53,5 тысячи продавцов и 15,5 тысячи поставщиков).
Проработали — и предложили единственный, по их мнению, разночтение решения проблемы, который, впрочем, сами же назвали «починкой часов кувалдой»: в мена на перезаключение договоров поставки по новым правилам поставщики должны обещать предоставить единую скидку всем ритейлерам. По сути это то же влияние на поставки, только в профиль: в настоящее время требуют не выплаты «дани», а снижения цен. сей вариация не устраивает в первую очередь Минэкономразвития, да как отражается на формальных цифрах ВВП (да-да, цена зa площадь на полке тожественный считается нашим внутренним продуктом).
До кувалды, впрочем, не дойдет: с законопроектом борется не только Минэкономразвития, Но и совет гражданских инициатив, руководитель которого Антон Кудрин имеет искренний доступ к ушам президента.
Уход от диктатуры
Не будем утверждать, что действие должно обладать отрешенный приоритет накануне потреблением: в конце концов, то есть игнорирование запросов народа следовательно одной из причин крушения советской экономики. Но и сложившийся нынче беззастенчивый диктат продавца — по сути своей простого перекупщика — никоим образом не может присутствовать нормальным. Удорожание продуктов питания в десятки раз по пути от производителя к покупателю — порядок для экономики западного типа, Но простой здравомыслящий ум вопиет противу такой «нормальности».
Мы не можем в одночасье переделать экономику, Но заниматься в этом направлении надо. Антимонопольный законопроект принять необходимо, а что бы избежать мстительного повышения цен «Магнитами» и «Пятерочками», государство обязано создать собственного ритейлера, нацеленного не на получение прибыли, а на порука населения качественными продуктами по доступным ценам. бес «входных билетов», бес отсрочек платежей, бес предпочтения крупным западным холдингам. если нравиться — заново сплести козни обычных советских универсамов. Бюджету это не будит цениться практически ничего, да как освобождение в ноль обещает иметь место быстрым. И в то время коммерческим сетям придется забавлять по правилам, а туземный виновник сможет избирать торговых партнеров, как и должно непременно в нормальной экономике.
Добавить комментарий