Пасха: как встречать Воскресение Христово
Священник отвечает на вопросы РП о главном православном празднике
Наступает Пасха — праздничный день Воскресения Христа, суть христианское торжество. В сей число завершится большой Пост, в храмах пройдут крестные ходы и праздничные службы, которые продлятся всю следующую неделю — Светлую Седмицу.
Слово «Пасха» в переводе с греческого означает «избавление». как сказал в одном из пасхальных приветствий духовенство Кирилл, сей день «являет нам достоинство подвига Спасителя, освободившего нас от смерти и разрушившего цепи греха, какой отделяет человека от Бога».
По просьбе РП, настоятель храма Косьмы и Дамиана на Маросейке, протоиерей Федор Бородин рассказал, с каким настроением надо встречаться Пасху, как объяснить разум праздника детям, что делать, если не получается начинать на службу и почему избыток куличей может начинать во убыток духовному.
Быть милосердным
— священник Федор, наступает Пасха, и вопрос, кто задают себе некоторый человеки из числа тех, который только входит в существование церкви, как обманывать сей сутки благочестиво? как прожить его в соответствии с традицией?
— Здесь необыкновенно гордо указать, что самой Пасхе предшествует долговечный подготовительный промежуток — славный Пост. Это время особых богослужений, более не повторяющихся во время годичного цикла. И Пасха, все ее победа и радость, раскрываются намного глубже для тех, который к ней готовился — постился, ходил в храм, преимущественно в деньки Страстной Седмицы.
Сегодня огромное сумма христиан игнорируют богослужения и приходят в святилище только для того, что бы освятить куличи, и это большая убыток предварительно только для них самих. Колоссальная потеря, потому что нет в году более радостной здание чем Пасхальная. И люди, которые лишают себя этого, просто теряют те дары, что хочет дать Господь.
Можно не освящать куличи, это только только что вторичный чужой обряд. Важнее подготовить душу, иметь с Христом в его страдании и воскресении. отборный тактика для этого — посетить богослужение: если не ночное пасхальное, то одно из тех, что происходят в ход следующей недели, называемой Светлой Седмицей.
— В дореволюционной литературе Пасха почти что В любое время упоминается как день, Кагда человеки проявляли исключительные милосердие и доброту. Было принято уступать обильную милостыню, подавать страждущих, жаловать больных в приютах.
— Действительно, русской традицией в сей сутки было принято делать добрые дела и милосердие. Мы просим Бога о помиловании, и можем надеяться на Его прощение только в одном случае, Кагда подобная благоволение живет и в нашем сердце, Кагда устройство нашей души родственно тому, что было в душе Христа. В сей день, нужно, по возможности, рождать другим людям как дозволено больше радости и счастья.
Хорошей традицией была и подмога в уборке храма до Пасхального торжества. Начиная с Великого понедельника и на протяжении всей Страстной Седмицы человеки всем вместе наводили чин в церквях, готовили их к празднику.
— С каким настроением надо соответствовать к Пасхе?
— Православная традиция духовной жизни общий рекомендует донельзя осторожный вертеться с настроениями. если вы посмотрите на православные иконы, то, зa редкими исключениями, вы не найдете там эмоций.
Считается, что проживание эмоциональная, чувственная, может обмануть человека, ввести его в экзальтацию и заменить собою настоящую духовную жизнь. Все это глубоко чуждо православию. если лицо ходит в храм, читает Евангелие, то в душа он почувствует то есть то, что нужно. А богослужения как раз помогают доставать сей гармонический невещественный настрой — поэзию высшей красоты, Но трезвую и решительно не слезливую.
— Что дозволительно понимать в храме на Пасхальной неделе? Чем эти богослужения отличаются от других?
— Эти богослужения удивительно красивы. В храмах действительно так себ е не читается, все только поется с особой торжественностью и силой. На Светлой Седмице некоторый ходят в богомольня ежедневно: просто, что бы продлить это имущество радости, которое дает в эти деньки храм.
Традиции истинные и ложные
— Что вы скажете о традиции идти в гости кладбища и поминать усопших на Пасху?
— Эта традиция не имеет нисколько общего с православными канонами. Для поминовения усопших снедать день Радоница, какой в этом году попадает на 21 апреля, и питаться избыток других дней.
Я ни в коем случае не призываю предавать забвению об умерших, Но на Пасху поход на кладбище неуместен. Поминовения усопших в сей число нет ни в богослужениях, ни в обрядах. Мы вспоминаем Воскресение Христово, предчувствуем его, а поход на кладбище смещает акценты Пасхального торжества, уводит его в другую сторону.
Традиция посещений кладбищ на Пасху стала формироваться опосля Великой Отечественной войны, Кагда было огромное сумма умерших. власть всеми силами поддерживали ее, лишь только бы отвлечь раса от посещения храмов. Давали автобусы специальные. По телевизору то есть в Пасхальную ночь шла популярнейшая и редчайшая передача «Мелодии и ритмы зарубежной эстрады»: по телевизору показывали исполнителей, которых общий нигде больше в Советском Союзе отрицание было увидеть.
Это была намеренная стратегия — отвлечь почтение людей от церковной традиции. И сейчас, Кагда мы видим массовые паломничества на кладбища, мы можем говорить, что стратегия эта увенчалась успехом. что бы превозмочь ее, нуждаться как дозволительно больше и громче выражать об истинном смысле Пасхальных торжеств.
— нуждаться ли передавать о Пасхе и предшествующих ей событиях детям? как исполнять сей сказка доступным?
— извещать необходимо непременно — рассказывать, учить Евангелие, пояснять. Не непременно даже приходить к детской Библии, дозволено брать беспримерный текст любого евангелиста и декламировать его ребенку.
И дети, и подростки чувствуют евангельскую историю удивительно глубоко. Я преподавал основы православной культуры в обычной светской школе, между обычных, далеких от церкви детей. Тем на курсе было много, но, Кагда процесс касалось пересказа тех мест Евангелия, где предложение шла о предательстве Иуды, о Гефсиманской молитве, о суде над Христом и Его распятии, в классе В любое время была полная тишина.
Ребенок непременно начнет задавать трудные вопросы: «А почему изменник предал Христа?» или же «А если Христос — Бог, то почему он умер?». Эти вопросы донельзя важны, они означают, что дитя обдумывает услышанное, пытается его осмыслить. зa ответами дозволительно отправляться к священнику или же к преподавателю Воскресной Школы — для кого-то это довольно отправной точкой в пробуждении веры.
Фото: Дмитрий Феоктистов / ТАСС
Выход из поста
— Откуда пошла традиция на Пасху украшать яйца, приготовлять куличи и творожную снедь?
— снедать красивое церковное предание: Кагда Мария Магдалина пришла к римскому императору и проповедовала ему о воскресшем Христе. правитель усомнился в правдивости ее рассказа и сказал, что это не может лежать правдой, как не может куриное яйцо, лежащее в корзине, становиться красным. И тогда, по молитвам Марии, яйцо, на глазах императора, приобрело багровый цвет.
Традиция печь куличи, которые в прошлом были церковной обрядовой едой, украшать яйца — все это дозволительно объяснить теперь простым желанием украсить мой пища опосля Поста, исполнять первую трапезу более праздничной и сосредоточиться в ней на скоромной еде: той, от которой пришлось воздерживаться. Людям общий свойственно это алчность — все украшать.
— дозволительно дать некоторый рекомендация людям по выходу из поста? Не секрет, что многие, завершив воздержание, точный набрасываются на еду?
— нуждаться красоваться сдержанным, и помнить, что область Божие — это не пища и питье. Обжорство исходит из духовного непонимания того, что вероятно табель Пасхи. Но дозволено говорить так: чем глубже индивидуальность будит погрязнуть в церковную жизнь, чем больше будит обнаруживаться ему завещание радость, тем меньше будит значение восторг вещественная — в том числе и в виде еды.
Пример новомучеников
— как быть, если персона не может посетить пасхальную службу — если он в немощи или же около него маленькие дети?
— немедленно появилась мочь быть участником в процессе удаленно — чрез священнодействие по телевизору. И хотя, конечно, это не заменяет ареопаг в храме, Но является подспорьем и утешением.
Интересно будит вспомнить сонмище новомучеников Православной Церкви. Эти святые могли десятками годов быть в тюрьме, весь оторванные от церковной жизни. Причем, между них были епископы, духовенство высшего звена — люди, которые до тюрьмы были на богослужениях ежедневно, точный дышали ими. И вот они лишены только — не только причастия, Но даже вида иконы и горящей до ней лампады. Они живут в бараке, где правят уголовники, и где стоит матерщина. Что делали эти человеки Они творили молитву про себя, если было возможно, читали Евангелие, и даже в тюрьме Христос пребывал с ними. Те из них, кому повезло опять понимать свободу, одновременно же еще раз вливались в богослужебную жизнь.
То же дозволено посоветовать и тем людям, которые ныне не могут двигаться на Пасху в храм. Почитайте тексты Писания, помолитесь. если это не банальная покой и вы ей-ей не можете дождь — это не грех, любимец не довольно за этого дальше от вас.
Добавить комментарий