«Вот секрет счастливой жизни — работайте и работайте
Из воспоминаний академика Николая Владимировича Грум-Гржимайло – русского дворянина польского рода, основателя научно-практической металлургии
Я родился 12 февраля 1864 года. выучить меня начали с семи с половиной лет. Почему-то начали с французской грамоты.
Много ли я знал, кончая высокий институт в 1885 г., имея 21 год? Мало, бесконечно мало. Я был слаб в математике, слаб и в строительной механике. Языков я не знал, книг не любил, решил, что буду трудиться на заводе. Меня пригласили на Нижне-Тагильский здание практикантом. Дали спроектировать доменку Nо 4 для ферромангана, а после поручили её выстроить и пустить. Все чертежи я делал сам по себе и потому получил хорошую практику.
Крайне слабая память на лица, числа, на механическое запоминание чего бы то ни было, и в противовес — феноменальная память на вопросы, возбудившие мое забота и не получившие удовлетворительного объяснения, вот мои черты.
Я не могу забавлять в карты, причинность если я получу 13 карт, разберу их по мастям и закрою их, то не в состоянии сказать, какие карты мне были сданы. Наряду с этим я нахожу справку в книгах чрез десятки лет. Могу воспроизвести совещание сквозь очень лет, указать, где лежит необычайный образец… Доказательства какого-либо положения постепенно подбираются мною десятки лет. Я ни во веки веков нисколько не записывал и ранее сроду ничто не забывал, черпая из своей памяти, как из готового магазина.
Моя занятие сделалась моим развлечением, моей радостью и наслаждением.
Моя биография представляет общий барыш только с одной стороны: мне удалось решить вопрос, занимавший умы десятков, а может заключаться и сотен и тысяч, людей в продолжение 150 лет, и решить его средствами, доступными школьнику 5-го класса. Я додумался до гидравлической теории печей. Со времени М.В. Ломоносова (1745 г.) в этой области не было приказывать ни одного разумного слова.
Как тем временем я додумался до гидравлической теории? Не знаю.
Крупинка зa крупинкой около меня в мозгу возник гряда соображений и наблюдений. Окончательная истина явилась только в 1910 году, и я ей очень обрадовался. Обрадовался так, что не усидел дома и побежал на радостях к А.А. Байкову. опосля этого пошёл непочатый строй местных следствий, и учение была закончена в общем.
Итак, упражнение заняла время с 1887 г. по 1921 г., то употреблять 34 возраст непрерывного труда и размышления.
Какие выводы дозволено исполнять из моей жизни? как должны мы вспоить своих детей?
Учить детей, что процесс делается какими-то гениями, под влиянием божественного вдохновения, поэтами, пророками, людьми исключительной организации, вдохновлёнными свыше, — не следует.
Нижне-Салдинский завод, где Грум-Гржимайло работал опосля Нижне-Тагильского.
Дело делается людьми.
Каждый личность обязан внимательно отнестись к своим способностям и утончать их, подвизаться всю проживание со всей добросовестностью и всеми усилиями, на которые он способен. Вот суть счастливой жизни и вот выше- завет: работайте и работайте; придёт время, Кагда вы внезапно для себя проснетесь большим человеком, а после спокойно встретите смерть.
Молодость обладает колоссальной поглотительной способностью в усвоении новых идей. Д.И. Менделеев настаивал на необходимости завершать высшую школу в 21 год. Он писал, что самовольно кончил университет в 20 лет, а 21 возраст уже научно работал и читал лекции. Он считал необходимым исключать в содержание гибких, свежих, сильных людей, а не людей, утомлённых чрезмерно затянувшимся учением, то потреблять принудительным усвоением знаний, к которым лицо уже потерял интерес.
Всякая учебное заведение работает по плану. роспись осуществляется принудительно под угрозой не дать звания. Принудительное довольствие студентов знаниями, не сообразуясь с их психической природой, очень тягостно весь и нестерпимо в зрелом возрасте. Гибкость ранний души легче переносит это принуждение над природой человека и потому вызывает в молодом человеке меньше отвращения, чем в зрелом.
Чем объясняется медленность нашего школьного обучения? Ложным алчность программы научить человека всем случаям жизни. Профессора смотрят на молодого инженера, как на судно, уходящее в океан в одиночное кругосветное плавание. тогда все должно лежать предусмотрено. Ниоткуда никакой помощи.
Так зреть на техническую работу инженера — большое заблуждение. положение — это не одиночное плавание около света, а, скорее, поездка по железной дороге с остановками и хорошими буфетами, врачебной помощью, с возможностью при аварии пересадки на противоположный поезд. молоденький инженер имеет мочь учить около других, а потому загромождать его арсеналом всевозможных сведений — большая ошибка.
Что же нуждаться молодому инженеру, вступающему в жизнь?
Ле-Шателье прекрасно это определяет: глубокая теоретическая приготовление и никакой практики. Практику зеленый инженер найдет на своем жизненном пути. Зачем же терять на неё молодые, самые дорогие силы? «Ничего лишнего» — вот что должно лежать написано на дверях высшей школы.
Во время моего студенчества мне удалось настораживаться двух выдающихся лекторов химии: профессора Горного института К.Д. Сушина и Д.И. Менделеева.
К. Д. Сушин читал лекции, да сказать, руками. По существу — огромное день остроумнейших опытов. Мы, что называется, «вкладывали персты в раны», мы знакомились с природой вплоть до того, что для демонстрации противогнилостного влияния древесного угля он притащил на лекцию мертвое тело кошки, подходящий им заблаговременно в древесный уголь. Фактическая страна неорганической химии врезывалась в память слушателей на всю жизнь. Ее нельзя было не знать. Теории химии он не придавал никакого значения и её не читал.
Слушая К.Д. Сушина, я увлекся в то же время «Основами химии» Д.И. Менделеева и решил его послушать в университете, пробравшись туда «зайцем». (Допуск в университет посторонних лиц строго преследовался в то время — РП).
И что же Ни одного опыта. Ни одной цифры. Но всю лекцию Д.И. учил нас, как необходимо смотреть явления обыденной жизни и как их понимать. Я вышел очарованный. Да, это учитель. Он передавал ученикам своё способность видеть и мыслить, чего не дает ни одна книга.
Вот двое антипода лекционной системы. пара таланта, Но дарование Д.И. Мендлеева, как учителя мыслить, был исключительный.
Педагоги боятся чего-нибудь не досказать студенту, не додать ему рецептов на всю положение и не думают о том, что все, что знает человечество, написано в книгах, и следует облегчить инженеру только чтение этих книг, а для сего он обязан точно знать только математику, физику и химию. Остальное приложится само собой.
Школа дает знанье, Но не уменье. Уменье должны оделять практические годы на заводе. Высшее учебное убежище в отведенное время может только научить студента, как должен чертить, как приходится заниматься в лаборатории, Но оно не может дать ответственного конструктора или же исследователя. Для этого приходится не меньше двух годов подвизаться в условиях завода.
Надо приучить молодого человека к мысли, что круг неверно поставленный либо вычисленный величина грозит катастрофой для жизни рабочих либо убытками для предприятия — вот ряд настоящего воспитания настоящего работника. Теперешние же дипломные работы развращают молодого инженера: «сойдет», «не заметят» …
Теперь дозволено резюмировать.
Школа должна оделять глубокую подготовку в теоретических науках.
Практический уклон высшей школы вреден.
Студент обязан только знать. знать он научается в заводе.
Ошибочно выучить студента на все случаи жизни.
Дипломные работы должны красоваться перенесены на завод.
Практиканты непременно работают пара возраст в лабораториях заводов и приобретают способность работать.
Первые чета теоретических курса желание разделять от специальной части экзаменом и студентов, не выдержавших экзаменов, в специальные курсы не допускать.
По окончании всех зачетов вуз выдает доказательство об его окончании, а по окончании практикантских годов и защиты диплома — должность инженера.
Программы вузов должны присутствовать рассчитаны не более, как на 4 возраст при числе часов в неделю не более 36.
Надо напиваться все меры, что бы студенты кончали вуз не позже 23 лет.
Анри Луи Ле Шателье, 1850 год.
***
Чем глубже постигаем мы суть законов природы, тем с большим удивлением останавливаемся накануне наследием предков. Условия жизни ими с
Добавить комментарий